МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ПРИ ПОМОЩИ РЕЧИ В КРИМИНАЛЬНОМ ГИПНОЗЕ И БИЗНЕС-СФЕРЕ THE MANIPULATION OF MIND WITH SPEECH IN CRIMINAL HYPNOSIS AND BUSINESS-SPHERE

Annotation: the propounded research is devoted to showing some forms (technics) of speech influence which give the possibility to manipulate the mind of individual with the aim of receiving the necessary information from him or material value and are wide used in criminal hypnosis and business.
Анотація: запропоноване дослідження присвячене висвітленню питання про деякі форми (техніки) мовленнєвого впливу, які обумовлюють можливість маніпуляції свідомістю індивіда з метою отримання від нього інформації або матеріальних цінностей та є широко застосованими у кримінальному гіпнозі та бізнесі.
Аннотация: предлагаемое исследование посвящено иллюстрации некоторых форм (техник) речевого воздействия, которые дают возможность манипулировать сознанием индивида с целью получения от него необходимой информации либо материальных ценностей и широко применяются в криминальном гипнозе и бизнесе.

Cогласно концепции нейролингвистического программирования существуют три основные когнитивные стратегии – действительность воспринимается нашим сознанием через три основных канала восприятия: визуальный канал (зрение), аудиальный канал (слух), кинестетический канал (кожно-мышечное чувство, интуиция, внутренние ощущения).
В нашем исследовании мы остановимся на особенностях восприятия речи, а также дадим описание некоторых техник управления и манипуляции сознанием личности при помощи речевого воздействия.
Исходя из перечисленных выше когнитивных стратегий можно сделать вывод о том, что приблизительно у трети людей преобладающим каналом восприятия действительности является слух (аудиальный канал). Этим людям свойственны такие обороты повседневной речи: «Я слышал, что…»; «Посоветовавшись со своими подчинёнными…»; «Давайте об этом поговорим…»; «Давайте обсудим это…»; «Я бы назвал это так…»; «На языке вертится…» и т.д.
Как мы видим, метафоры процессов слушания и говорения являются центральными в основных формулировках, которыми оперирует индивид, на основании чего его относят к аудиалам – личностям с преобладающим слуховым восприятием.
Напомним, что функция речи тесно связана с левым полушарием, где и находится центр словесно-логического мышления, дающего фундамент к развитию мышления абстрактного. Перегрузка информационным потоком аудиального канала ведёт за собой остановку мышления и развитие на какой-то промежуток времени трансоподобного состояния, которым и пользуются в своих целях специалисты определённых сфер деятельности, в том числе и всякого рода мошенники.
Техники речевого воздействия известны ещё с незапамятных времён (заговоры, «цыганский» гипноз, мистические практики), но наибольшего совершенства они достигли в конце ХХ века в нейролингвистическом программировании (НЛП) и эриксонианском гипнозе. Охарактеризуем наиболее часто применяемые:
1. Забалтывание – для успешного применения достаточно одного человека с относительно быстрым темпом речи, для более успешного применения рекомендуется чередовать быстрый рассказ с вопросами относительно выданного рассказчиком материала: «Ну как тебе?», «Что ты по этому поводу скажешь?», «Нормально, да?», «Помнишь, я только что об этом тебе говорил?». Такое воздействие очень быстро приводит к остановке мышления вследствие того, что человек достаточно быстро должен возвращаться (вспоминать) к прослушанной информации, а вопросы разрывают изложение, нарушая его логику и порядок. Если мышление индивида является недостаточно гибким, вскоре наступает полная невосприимчивость к речи собеседника, раздражённость, желание поскорее прекратить разговор, даже если для этого нужно будет пойти на неосознанные уступки собеседнику – подписать документ, купить безделушку у торгового агента, взять образец агитационной продукции или рекламу.
Неосознанно технику забалтывания применяют цыганки, быстрый темп речи которых сопровождается также специфическим лексическим оформлением: русская и украинская речь чередуется с цыганским наречием, инвективной и арготической лексикой – всё это нарушает главный механизм мышления аудиала: установление логической связи между частями изложения.
Константин Харский так характеризует технику забалтывания в контексте эриксонианского гипноза: «Используя эту технику, вы говорите много, часто перескакивая с одного вопроса на другой. Постоянно держите сознание собеседника связанным, задавая вопросы «Понимаете, да?», «Ведь верно, правда?». И, когда голова вашего оппонента буквально пошла кругом, завершаете свое внушение тем предложением, с которым пришли. Часто люди выполняют его, лишь бы не повторилось все сначала»[1, 2].
2. Техника «История в истории» (измененная реальность) - наиболее ярко её можно проиллюстрировать в ходе описания цыганского гипноза, а именно, процесса гадания по руке с комментариями цыганки-гадальщицы: «…линия жизни бежит, за ней судьба спешит, деньги не догоняет, в семью впадает, в дом казённый бежит, как жёнушку звать скажи». Здесь мы видим импровизированно зарифмованный текст, фабулу которого образуют несколько грамматических основ (подлежащее + сказуемое), каждая из которых начинает тут же обрывающееся повествование без логического завершения. Само собой, что мышление, ориентированное на улавливание логики повествования, довольно быстро сбивается, так как невозможно осознать конечный смысл каждой части сложного предложения, а восстанавливать или додумывать его просто не хватает времени – рассказчик начинает новое предложение, тоже заранее лишённое окончания. На сегодняшний день такая техника усложнена процедурой «оплаты» каждого сообщения гадалки либо «провидца» – после каждого отрывка рассказа для получения следующей порции информации человека просят увеличить начальную плату за гадание (1-2 гривны) завернув её в купюру большего достоинства. В таких случаях рассказ состоит из 6-7 фрагментов, в зависимости от суммы денег, которыми располагает жертва воздействия. К суммарному воздействию ещё подключается ощущение своеобразного азарта у индивида, являющегося объектом воздействия: «Чем больше я дам денег, тем больше я узнаю» – особенно, если мотивация обращения вызвана предварительной атакой на сознание, вроде «С тобой скоро случится несчастье!», «У тебя скоро умрёт кто-то из родственников!».
Константин Харский приводит пример подобной «истории в истории»:
«Однажды, когда я был на выставке, я видел такую ситуацию. Один господин, очень представительный и, судя по всему, грамотный (тут вы бросаете удовлетворенный взгляд на собеседника), подошел к экспонату фирмы Икс и сказал: «Знаете, мне это нравится!» – и купил сразу несколько образцов. Хотя вы знаете, этот товар за границей пользуется большой популярностью, и когда я последний раз был в Германии, я видел его практически в каждой семье, куда меня приглашали, они говорят: ОН ОБЛЕГЧАЕТ ЖИЗНЬ. А y нас, знаете ли, к этому несколько другое отношение, мой приятель купил только потому, что y меня это есть, знаете типа: ЧТО Я, ХУЖЕ ДРУГИХ? Да, такие вот дела (повторяете тот же взгляд, что и в начале), но я отвлекся, я заглянул к вам, чтобы спросить, слышали ли вы, что-нибудь о…» [1, 2].
Кроме таких, весьма сложных и требующих отработки техник вербального воздействия на личность с целью вызывания состояний изменённого сознания, существуют более примитивные, но не менее эффективные речевые формулировки для воздействия на потенциального потребителя ( в бизнесе) [1, 2].
1. Трюизмы - это самые очевидные утверждения. Значения этого слова: 1) утверждение, которое находится в строгом соответствии с действительностью; 2) банальная истина. Если вы в процессе переговоров говорите оппоненту: «...иногда люди принимают решения под влиянием чувств...»; « ...люди часто чувствуют облегчение после того, как заключат договор...» и т.п., то вы маскируете определенные инструкции под рассуждениями. И это срабатывает.
2.Допущения – делаются для возникновения определенной поведенческой реакции. Эти предложения конструируются с помощью оборотов речи, указывающих на время или последовательность действий. Типичные обороты речи использующиеся в этой технике: «до того, как...»; «после того, как...»; «в течение....»; «по мере того, как...»; «прежде, чем ...»; «когда ...»; «в то время, как…».
3.Использование противопоставлений – здесь рассматриваются две поведенческие реакции, которые можно противопоставить. Используя противопоставления, полезно создать y человека убеждение в существовании противоположностей. Например: «Чем сильнее вы стараетесь оказать сопротивление, тем скорее вы поймете, что оно напрасно»; «Чем тяжелее кажется проблема, тем легче оказывается подходящее решение»; «Чем тяжелее дается вам изучение этого курса, тем легче будет его практическое применение».
4.Выбор без выбора - этот прием активно применяют хорошие продавцы и торговые агенты. «Вы хотите заплатить наличными или чеком?», – как будто вопрос о покупке уже решен. «Ты хочешь пойти спать прямо сейчас или после того, как уберешь игрушки?», – вы предоставляете человеку на выбор несколько возможностей, каждая из которых вас вполне устраивает.
5.Право выбора - при применении этого типа внушений, привлекая своей интонацией внимание человека к той реакции, которую хотите y него вызвать, вы предлагаете ему полную свободу выбора. Таким образом, вы оказываетесь в беспроигрышной ситуации, поскольку каждая реакция есть ваш успех. Человек же чувствует облегчение, так как начинает понимать, что не должен реагировать каким-либо определенным образом. Одна тонкость: слегка измените голос, когда будете произносить ту реакцию, которую собираетесь вызвать. «Вы можете сделать заказ по телефону, или прямо сейчас, или не делать вовсе», – отличие от предыдущего приема в том, что вы говорите и ту реакцию, которая вас не устраивает, но говорите ее пренебрежительным тоном.
Вывод из всего вышеизложенного может быть такой: если в речи случайного прохожего, рекламного или торгового представителя, коллеги, партнёра по бизнесу или клиента появились неясные формулировки, изменился и стал непонятным темп речи, утратился смысл и логика изложения – будьте начеку и не бойтесь переспросить, уточнить, конкретизировать, особенно, если по своей природе вы – аудиал: возможно, вами пытаются манипулировать или управлять против вашего желания и возможно, в ущерб вам.

ЛИТЕРАТУРА
1.Харский К. Практическое применение эриксоновского гипноза // www.faqs.hotmail.rupsychoerixon2.htm , 1999.



обучение          



 Авторизация

Регистрация >>