ПСИХОТЕРАПИЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ

Психотерапия по электронной почте – явление относительно новое в нашем социуме, хотя психологическим консультированием в Сети занимаются различные организации и специалисты – нам известен виртуальный кабинет психотерапевта Николая Нарицына (www.naritsyn.ru), консультативная рассылка Андрея Абрамова, центр психологической помощи "Ярославна" (www.pomogi.org.ru). Как показал опрос, проведённый проектом «ПСИПОРТАЛ - столица сетевой психологии» - www.psy.piter.com (издательский дом «Питер», Россия), большинство проголосовавших (46,55%) уверены в том, что путём виртуального диалога возможно достичь разрешения некоторых личностных проблем, что укрепляет мнение о необходимости и полезности такого нововведения нашей эпохи высоких технологий. Однако данное исследование ставит перед собой задачу прежде всего подвести под описанную деятельность хотя бы частичную теоретическую базу.
Когнитивно-динамическая психотерапия, основанная на переписке по электронной почте, разработана Ю.В. Кузнецовым (2000). Первоначальной задачей психотерапии по электронной почте являлось сравнение субъективных представлений пациента (клиента) и семантического анализа системы его ценностей с объективно существующими условиями жизни, определяемыми социумом, средой существования. Все проблемы, в том числе и медицинские симптомы, рассматриваемые в ряду прочих феноменов, обусловливаются несоответствием субъективной и объективной систем ценностей и как следствие – ценностной дезадаптацией. В процессе работы раскрывается динамика формирования субъективной системы ценностей, влияния на неё онтогенетических факторов воспитания, воздействия среды, и параллельно, рассматривается изменение условий жизни, динамика формирования объективной системы ценностей, устанавливаются до того неосознаваемые взаимосвязи их с проблемой пациента. Выявив события, сформировавшие дезадаптативную тенденцию (ценность), пациент её переоценивает с новых позиций, вследствие чего сам факт утрачивает своё влияние эмоции, являясь непосредственной оценкой субъектом объекта, приобретают большую адекватность. Например, если проблема пациента вызвана приоритетом в его сознании социальных ценностей над личностными, эмоции подавляются в угоду определённому имиджу, взгляду со стороны, «общественному мнению», то, установив взаимосвязь этой проблемы с наказанием родителями за «провинность» перед посторонними, за плохие оценки окружения (в том числе и в школе), пациент видит их неактуальность, меняет к социальным ценностям своё отношение, понимая, что окружающий мир значительно изменился и необходимым условием существования становится уважение и проявление собственных оценок, эмоций.
Во время переписки психотерапевт-оператор, задавая вопросы, избегает навязывать пациенту свою точку зрения, а также какую-либо теорию, помогает ему решить проблему с его позиции, учитывая собственное мировоззрение пациента, что позволяет избежать ряда этических проблем психотерапевтической помощи по электронной почте [1].
В противовес существующему мнению, что психотерапия по электронной почте (далее - п.п. э. п.) может носить только рекомендательную функцию, в излагаемой методике психотерапии дача советов оператором избегается, пациент наводящими вопросами подводится к решению своих проблем самостоятельно.
Создав в процессе психотерапии по электронной почте устойчивую и адекватную мотивацию на излечение, проработав когнитивно-эмоциональные аспекты проблемы, пациент найдёт способ дальнейшего клинического лечения, пользуясь местными возможностями.
К достоинствам психотерапии по электронной почте можно отнести:
1. Её актуальность для нашей страны, так как значительная часть населения удалена от центров психотерапевтической помощи;
2. Стопроцентная возможность супервизии, поскольку переписка может сохраняться сколь угодно долго в полном объёме;
3. Беспрецедентный уровень анонимности обращающихся, т. к. Интернет позволяет открывать анонимные почтовые ящики с вымышленными псевдонимами (никами), что ведёт к максимальной открытости пациента;
4. Особое использование возможностей цитирования как терапевтического инструмента, связанного с автоматизацией этой функции по переписке;
5. Возможность взаимозаменяемой и коллективной работы психотерапевтов-
операторов, экспертов различных направлений, связанных между собой не обязательно непосредственно, а при помощи компьютерной связи в любых точках мира;
6. Не исключается интеграция индивидуальной и групповой психотерапии, связь только что обратившихся пациентов с уже прошедшими курс психотерапии, при необходимости привлечение различных компьютерных тестовых и тренинговых программ.
Наряду с новыми возможностями, такими как исключительная анонимность не только индивидуальной, но и групповой работы, безграничная доступность, в Интернет-психотерапии существуют следующие проблемы:
1. Этические, так как психотерапевтическая помощь по сети Интернет рождает специфические, ещё недостаточно изученные риски, возможность хакерского вмешательства в переписку и т.д.
2. Юридические, связанные с тем, что Интернет – всемирная сеть, выходит за рамки национального законодательства, регламентирующего медицинскую (психотерапевтическую – прим. ред.) помощь.
3. Методологические – из-за ограниченных возможностей в диагностике в связи с недостаточной обратной связью, её в основном текстово-ориентированным характером; необходима дальнейшая разработка принципиально новых, адаптированных для применения в Интернете методик психотерапевтической помощи [2].
Надо сказать, что п. п. э. п. довольно во многом напоминает ситуацию психоанализа: клиент максимально свободно ассоциирует, изредка прерываемый терапевтом ("Постойте… А вот с этого момента поподробнее...") с целью актуализации и углубления в нужном направлении. Как и в психоанализе, терапевт, невидимый для клиента представляет своеобразный миф: его вроде бы и нет – можно не стеснятся и рассказывать всё, что приходит в голову, но в то же время он (терапевт) всегда незримо следует с вами. Общение «без лиц» даёт возможность клиенту говорить (писать) что угодно, без опасности уловить в лице терапевта какую-то оценку (или приписать её индивидуальному случайному мимическому движению, жесту) и прекратить рассказ.
Как это не парадоксально, но в процессе п. п. э. п. очень важен специфический аспект проживания ситуации – в момент набора текст рассказа не только осознается, а чаще всего и проговаривается, тактильно «ощущается» пальцами, а потом ещё и видится – полисенсорность позволяет чётче представить и осмыслить проблему, вплоть до частичного снятия напряжения.
Конечно, и здесь присутствует явление т р а н с ф е р а (перенос своих чувств и эмоций клиентом на терапевта) из-за которого коллега З. Фрейда был вынужден прекратить сеансы психоанализа – пациентка стала проявлять к нему сексуально ярко окрашенные чувства. В интернете, конечно, понятия лица нет вообще, а консультант – человек иногда неопределённого пола, и выдать его могут разве что грамматические формы глаголов или личные местоимения, хотя в некоторых западных триллерах уже фигурирует сюжет с маньяком, терроризирующим психотерапевта-оператора. Но это, несомненно, зависит от того, насколько близко можно допустить человека к себе, чтобы он решил, что может управлять и манипулировать психотерапевтом, а это уже вопрос профессионализма.

ЛИТЕРАТУРА:
1.Психотерапия и интернет//Психотерапевтическая энциклопедия (под ред.Б.Д. Карвасарского)- СПб.: "Питер", 2000;
2. Психотерапия по электронной почте Кузнецова //Психотерапевтическая энциклопедия (под ред. Б.Д. Карвасарского) - СПб.: "Питер", 2000.



обучение          



 Авторизация

Регистрация >>